Фрагмент для ознакомления
2
Финансовая составляющая является неотъемлемой частью проведения выборов и избирательных кампаний. Она включает в себя перечисление, поступление и расходование денежных средств из различных бюджетов и внебюджетных источников, обеспечивая материальные возможности для проведения выборов.
Термин "финансирование выборов" не получает полного определения в существующем законодательстве, несмотря на то, что этому вопросу посвящена глава 8 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
В юридической литературе используются разные подходы к классификации отношений, связанных с финансированием выборов.
В зависимости от способа финансового обеспечения, различают прямое и косвенное финансирование выборов.
Прямое финансирование выборов – это действия, которые прямо связаны с перечислением, поступлением и расходованием денежных средств из бюджетов разных уровней и других источников для подготовки и проведения выборов. Прямое финансирование связано исключительно с денежными средствами и не включает отношения с другими материальными активами.
Косвенное финансирование выборов – это действия, связанные с предоставлением субъектам избирательного процесса различных материальных и нематериальных благ, имеющих стоимостное выражение, для обеспечения их участия в выборах. Оно предполагает предоставление субъектам избирательного процесса материальных благ, через которые они освобождаются от оплаты. Косвенное финансирование получают не только кандидаты и избирательные объединения, но и избирательные комиссии.
Косвенное финансирование кандидатов и избирательных объединений включает, согласно нормам Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ: предоставление бесплатной печатной площади в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях для публикации предвыборной программы и агитационных материалов; бесплатное предоставление эфирного времени для предвыборной агитации на государственных и муниципальных телерадиовещательных организациях; безвозмездное предоставление помещений для публичных агитационных мероприятий; добровольное, бесплатное оказание работ или услуг физическим лицом без привлечения третьих лиц.
Косвенное финансирование избирательных комиссий включает: безвозмездное предоставление помещений для хранения избирательных документов; безвозмездное предоставление транспорта, технического оборудования и средств связи избирательным комиссиям; безвозмездное предоставление помещений для голосования участковым избирательным комиссиям.
Финансирование самого механизма выборов предусматривает прямое и косвенное финансовое обеспечение организации и проведения выборов. Включает расходы на функционирование избирательных комиссий, на технологическое оборудование, услуги связи, транспорта и другие необходимые затраты. В законе об основных гарантиях это финансирование называется "финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов".
Финансирование избирательных кампаний избирательных объединений и кандидатов представляет собой прямое и косвенное финансовое обеспечение участия этих субъектов в избирательном процессе, включая оплату выполненных работ, оказанных услуг, проведение агитационной деятельности и т.д.
1.2. Основные принципы и правила финансирования выборов
Принципы финансирования выборов являются важной составляющей политической системы каждой страны. Ведь финансовая поддержка избирательных кампаний позволяет политическим партиям и кандидатам достичь своих целей, привлекать внимание избирателей и представить свою программу действий.
Первым принципом финансирования выборов является прозрачность. Это означает, что все средства, поступающие на финансирование избирательной кампании, должны быть ясно и открыто отражены. Политические партии и кандидаты должны предоставлять отчеты о источниках финансирования и использовании этих средств. Это позволит избранным органам контроля и общественности следить за потоком денежных средств и проверять их законность.
Второй принцип - равноправие. Поддержка выборной кампании не должна создавать непреодолимого преимущества для одного кандидата или политической партии перед другими. Для обеспечения равенства возможностей необходимо устанавливать ограничения на объем и источники финансирования. К примеру, установление предельных сумм, которые могут быть потрачены на избирательные кампании, а также запрет на прямые контрибуции от иностранных физических и юридических лиц.
Третий принцип - независимость. Финансирование выборов не должно приводить к зависимости политических партий и кандидатов от каких-либо интересов, особенно экономических или финансовых. Власть политических партий и кандидатов должна быть основана на их качествах и программе, а не на финансовой поддержке. Для этого важно устанавливать правила, которые исключают возможность получения финансовых преимуществ от определенных групп или организаций.
Четвертый принцип - ответственность. Одно из важнейших условий финансирования выборов - это обязанность политических партий и кандидатов вернуть неиспользованные или неправомерно использованные средства. Также важно, чтобы финансовые поступления и расходы были подвержены строгому аудиту и контролю, что обеспечит прозрачность и предотвратит возможность коррупции.
В заключение, принципы финансирования выборов играют решающую роль в обеспечении честных и свободных выборов. Прозрачность, равноправие, независимость и ответственность являются основополагающими принципами, которые помогают сохранить демократические принципы в избирательном процессе. Эти принципы должны быть установлены законодательно и соблюдаться со стороны всех участников политической системы для обеспечения справедливых и эффективных выборов.
Правила финансирования выборов являются неотъемлемой частью демократических систем и способствуют обеспечению честных и прозрачных выборных процессов. Эти правила предназначены для регулирования финансовых аспектов предвыборных кампаний и ограничения влияния денег на политическую сторону.
Первое правило финансирования выборов состоит в том, что все финансовые операции, связанные с кампанией, должны быть внесены и зарегистрированы в специальном избирательном органе или агентстве. Это позволяет гарантировать, что все расходы и поступления являются легитимными и прозрачными. Кампании также обязаны предоставлять отчеты о своих расходах, что дает возможность обществу отслеживать потоки денег и избежать коррупции.
Второе правило заключается в установлении предельных ограничений на взносы от отдельных лиц и организаций. Целью таких ограничений является предотвращение возможности одного донора доминировать в политическом процессе и оказывать непропорциональное влияние. Ограничение взносов также предотвращает возможность продажи политического влияния и коррупцию.
Третье правило заключается в запрете вмешательства иностранных государств или их граждан в выборные процессы. Это правило важно для защиты национального суверенитета и предотвращения нежелательного вмешательства внешних акторов в политическую жизнь страны. Оно также способствует поддержанию чистоты и независимости выборных процессов.
Четвертое правило финансирования выборов состоит в установлении государственного финансирования политических партий и кандидатов. В некоторых странах государство предоставляет субсидии избирательным кампаниям, чтобы обеспечить равные возможности всем участникам. Это позволяет уменьшить зависимость от частных интересов и сделать политику более представительной для населения.
Пятое правило заключается в усилении надзора за финансированием выборов и наказании за нарушения законодательства. Существуют специальные избирательные органы и агентства, ответственные за контроль за финансовыми аспектами предвыборных кампаний. Нарушения, такие как незарегистрированные или непрозрачные пожертвования, могут привести к штрафам или даже отмене результатов выборов.
В целом, правила финансирования выборов являются неотъемлемой частью демократической системы и дополняют право граждан на свободное выражение своей воли. Они обеспечивают равные условия для всех участников политической борьбы и помогают снизить коррупцию и неправомерное влияние. Правильное выполнение этих правил является гарантией честности и прозрачности выборных процессов.
1.3. Механизмы контроля за финансированием выборов
Контроль над финансированием избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений и блоков, а также над источниками финансирования этих кампаний, является одним из наиболее важных элементов обеспечения законности проведения выборов. Избирательные комиссии должны придавать этому направлению приоритетное значение в своей контрольной деятельности.
В связи с этим важно устранить выявленные пробелы законодательства, совершенствуя его нормы. Анализ статьи 58 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где перечислены субъекты, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и блоков, показывает следующее.
Этот перечень, с одной стороны, может привести к несоразмерным ограничениям прав определенных юридических лиц, а с другой стороны, открыть возможности для создания скрытых схем государственного или муниципального финансирования кандидатов, избирательных объединений и блоков. Например, согласно подпункту "к" этой статьи, запрещается вносить пожертвования организациям, учрежденным государственными или муниципальными органами, что может лишить акционерные общества, учрежденные в период до 1992 года комитетами по государственному управлению имуществом, соответствующего права. С другой стороны, этими нормами не запрещается осуществление пожертвований некоммерческим организациям, созданным за счет средств организаций, не имеющих права вносить пожертвования в избирательные фонды. В связи с этим необходимо соответствующим образом скорректировать указанный перечень.
Также следует отметить, что нужно согласовать нормы избирательного законодательства с нормами федерального закона "О политических партиях", которые устанавливают перечень организаций и лиц, которые не могут финансировать политические партии.
Кроме того, необходимо установить специальный правовой режим использования имущества, принадлежащего политическим партиям, в ходе избирательной кампании. Очевидно, что использование такого имущества не должно финансироваться из избирательных фондов соответствующих политических партий.
Согласно пункту 2 статьи 71 федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политическая партия или избирательный блок, не набравшие достаточное количество голосов избирателей, обязаны полностью возместить государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных печатных изданий стоимость предоставленного бесплатного эфирного времени и печатной площади. Практика показала, что вопросы, связанные с определением содержания понятия "задолженность" и процедурой ее возмещения, требуют более детального регулирования. Необходимо более четко разграничить предметы законодательного и договорного регулирования отношений, связанных с предоставлением бесплатного эфирного времени и печатной площади. Также следует предусмотреть, что после официального опубликования результатов выборов, и до возмещения стоимости эфирного времени и печатной площади указанным выше партиям, бесплатное эфирное время и печатная площадь на выборах соответствующего уровня не предоставляются.
В соответствии с пунктом 9 статьи 59 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к итоговому финансовому отчету должны прилагаться первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения или избирательного блока.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ
2. Айвазян С.А. Финансовое право: Учебник. / С.А. Айвазян — Москва: Издательство «Юрист», 2020. – 214 с.
3. Анашкина Е.В. Финансирование выборов в Российской Федерации: Теория и практика./ Е.В. Анашкина — Москва: Издательский дом «Созвездие-Зара», 2023. – 261 с.
4.Бакамба, А.А. Финансирование выборов в современных условиях / А.А. Бакамба// Политическая наука. - 2020. - № 2. - С. 56-67.
5.Воронцов, В.Г. Финансирование выборов в России: состояние и проблемы / В.Г. Воронцов// Политическая наука. - 2019. - № 4. - С. 89-102.
6. Гулиев, А.Ф. Источники финансирования выборов: оценка эффективности российской практики / А.Ф. Гулиев // Право и политика. - 2022. - № 3. - С. 78-92.
7. Дорофеева, Е.В. Финансирование выборов и его влияние на политическую конкуренцию / Е.В. Дорофеева // Политическая экономия. - 2021. - № 1. - С. 120-136.
8. Ерофеев, В.Д. Финансирование выборов и его последствия для демократической системы / В.Д. Ерофеева // Правоведение. - 2023. - № 2. - С. 45-56.
9. Зайцев, К.Н. Прозрачность финансирования выборов в современном политическом процессе / К.Н. Зайцев // Политология. - 2019. - № 3. - С. 29-41.
10. Иванова, О.С. Финансирование партийных выборов: опыт и проблемы / О.С. Иванова // Политическая наука. - 2024. - № 1. - С. 45-58.
11. Ковалев, П.В. Иностранные источники финансирования выборов в России / П.В. Ковалев // Право и политика. - 2020. -. № 4. - С. 76-89.
12. Лазарев, А.И. Финансирование выборов и коррупция в политической системе / А.И. Лазарев // Политическая экономия. - 2021. - № 3. - С. 98-112.
13. Лапихин Р.А. Финансы российских политических партий: Анализ и регулирование. / Р.А. Лапихин — Москва: РИЦ «Инфра-М», 2020. – 334 с.
14. Миронова, Е.А. Финансирование выборов и его влияние на результаты голосования / Е.А. Миронова // Политология. - 2022. - № 2. - С. 67-80.
15. Орлов, Н.П. Темные схемы финансирования выборов и меры противодействия / Н.П. Орлов // Политическая наука. - 2019. - № 1. - С. 78-91.
16. Осокина Е.Ю. Финансирование выборов в России: Законодательное регулирование и практика применения. / Е.Ю. Осокина — Москва: ЕВРАЗЕС Юрист, 2022. – 375 с.
17. Павлов, С.М. Финансирование выборов и его последствия для политической системы / С.М. Павлов // Правоведение. - 2023. - № 4. - С. 32-46.
18. Рыбин, В.Н. Финансирование выборов и его влияние на легитимность власти / В.Н. Рыбин // Политическая экономия. - 2024. - № 2. - С. 56-68.
19. Сергиенко Е.В. Финансирование выборов в России: История, современность, перспективы. / Е.В. Сергиенко — Москва: Издательство «Сыон Право», 2020. – 225 с.
20. Смирнов, Д.А. Финансирование выборов и его влияние на политическую конкуренцию / Д.А. Смирнов // Политология. - 2021. - № 3. - С. 88-101.
21. Титов, Р.В. Роль бизнеса в финансировании выборов / Р.В. Титов // Право и политика. - 2022. - № 1. - С. 34-47.
22. Федорова И.Ю. Финансирование политических партий и избирательных кампаний в России. / И.Ю. Федорова — Москва: Издательство «Юрлитинформ», 2021. - 147 с.
23. Черныш А.С. Финансирование избирательных кампаний: Теория, практика и интернациональный опыт. / А.С. Черныш — Москва: Издательство «Группа «Прогресс», 2022. – 248 с.